МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ


     Происходящие кардинальные изменения в обществе не могут не затрагивать образовательной среды, которая в новых условиях вынуждена и должна изменяться. Личность сельского ребенка должна развиваться в целостном педагогическом процессе, в котором все компоненты в максимальной степени взаимосвязаны. Сельская школа со своими специфическими особенностями организации и условий жизни имеет реальные предпосылки для создания воспитательной системы, к которым относятся: малочисленность школьного коллектива, что позволяет с большей точностью проектировать процесс обучения и воспитания; особый стиль взаимоотношения педагогов, родителей, учащихся и переплетение их родственных, соседских, деловых и межличностных связей, создающих основу для формирования элементов системы обучения и воспитания.
    Первое учебное заведение села Покрово-Берёзовка было открыто в 1899 году. Поэтому наша школа имеет богатую и разнообразную историю. За эти годы из ее стен было выпущено около 1500 выпускников, среди которых есть врачи, учителя, строители, военные, механизаторы. С 2004 года школа работает в рамках социокультурного центра села Покрово-Берёзовка и  свою деятельность планирует совместно с сельской администрацией, ФАПом, библиотечно-досуговым центром, детской спортивной школой, Домом детского творчества, родителями, общественностью.
     В текущем учебном году в ОУ обучаются 62 учащихся в одну смену, скомплектовано 11 классов. Школа работает в режиме шестидневки.  Вторая половина дня, суббота - индивидуальные консультации, работа кружков, секций, факультативов, общешкольные мероприятия. В школе функционируют педагогический совет, методический совет, методические объединения учителей начальных классов, физической культуры, естественно-математического и гуманитарного циклов. В рамках приоритетного национального проекта "Образование" получены школьный автобус, оснащены кабинеты химии и географии, улучшена спортивная база, функционирует прекрасный компьютерный класс.
       Малокомплектная сельская школа - это школа со смешанным контингентом учащихся, где учатся одаренные и обычные дети, а также дети, нуждающиеся в коррекционно-развивающем  обучении. Зачастую дети приходят совершенно неподготовленными к учебе, так как дошкольные образовательные учреждения в сельской глубинке перестали функционировать из-за сложной социально - экономической ситуации на селе. В связи с этим школа взяла на себя обязанности по дошкольному образованию детей 5-6-летнего возраста.
     Для достижения новых целей образования школа выбрала идею реализации личностно-ориентированного образования, направленного на воспитание развитой самостоятельной личности каждого ученика. Мы выбрали для себя адаптивную модель школы, которая реализует личностно-ориентированную концепцию образования. Личностно-ориентированное образование в школе направлено на воспитание свободной личности, ищущей свое место в обществе в соответствии со своими способностями, интересами и склонностями с тем, чтобы жить полной творческой жизнью. Всему в школе научить нельзя, поэтому важно научить мыслить, самостоятельно действовать, ориентироваться в ситуациях, знать подходы к решению проблем. 
     Педагогический коллектив нашей школы не делит учащихся на основе уровня интеллектуального развития, а активно использует дифференциацию обучения ради школьников, ради развития их склонностей и способностей, а не в ущерб их личностному развитию. Ученику дается возможность самореализации: школа предоставляет образовательные услуги, а учащийся выбирает собственную траекторию образования. С одной стороны, содержание образования определяется государственными стандартами, с другой- включает многообразие форм, методов и средств организации учебно-воспитательного процесса.
        В связи с этим у большей части педагогического коллектива появилась мотивация на начало и продолжение инновационной деятельности, растёт профессиональная активность педагогов, в учебный процесс внедряются программы углубленного изучения предметов, учителя занимаются научной работой. Основное внимание уделяется повышению образовательного потенциала педагогов и школьников за счет углубления сотрудничества школы с ВУЗами г. Пензы, систематического взаимодействия с другими школами, включения учеников и учителей в научно-исследовательскую, опытно-экспериментальную, самообразовательную деятельность. Этому способствует работа в различных формах повышения квалификации педагогов, развитие практических умений и                                                                                                                                                                                                                                   навыков учащихся на уроках, участие детей и взрослых в проблемных семинарах, конференциях, организация обмена опытом. Положительная мотивация участия в научно-исследовательской работе объясняется осознанием детьми и взрослыми её позитивного влияния на результаты собственной деятельности. Выбор тем исследования определяется практической значимостью и актуальностью в современных условиях. Сельских школьников волнуют социально-экономические  проблемы АПК, и свои исследования учащиеся проводят на базе местного сельскохозяйственного подразделения или других агропромышленных  объектах района. Неоднократно  на областную научно-практическую конференцию школьников "Старт в науку" были представлены работы учащихся школы, которые были отмечены дипломами Министерства образования Пензенской области. Научными консультантами и рецензентами  исследовательских работ учащихся яляются ученые ПГСХА., с которыми у школы тесное сотрудничество.
       Результатом качественного роста активности педагогов является ежегодное участие учителей нашего образовательного учреждения в различных профессиональных конкурсах. Учитель начальных классов Дмитриева С.А. стала победителем районного конкурса "Учитель года - 2005", а на областном конкурсе стала дипломантом в номинации "Сердце отдаю детям".  В 2006-2007 учебном году два педагога  нашего ОУ стали победителями областного конкурса педагогических работников образовательных учреждений "Педагогический Олимп" в номинациях "Педагогическая надежда" и  "Педагогическое мастерство". В 2008 и 2009 году учителя начальных классов Дмитриева С.А. и Мартюшина И.В. одержали победу в конкурсе на государственную поддержку лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта "Образование".
       На муниципальном уровне наше образовательное учреждение  работает по долгосрочной программе "Здоровье и школа". Наши воспитанники являются одними из лучших в спортивных достижениях на муниципальном уровне по волейболу и лыжным гонкам. В отношении решения здоровьесберегающих проблем эффективным является только комплексный подход, включающий профилактические мероприятия при организации обучения и воспитания, направленные на формирование здорового образа жизни.       Проводится большая работа совместно с сельской администрацией по развитию чувства патриотизма и гражданственности по реализации Программы "От возрождения села - к возрождению России", разработанной в рамках социокультурного центра. Учениками школы организовано постоянное шефство над памятником героям-землякам, вернувшимся и погибшим в годы Великой Отечественной войны.
        Воспитательная работа строится с учетом того, что воспитание - есть управление процессом развития личности.  Все это стало возможным благодаря целенаправленной воспитательной работе, деятельности органа ученического самоуправления "СМиД", увеличению количества кружков, секций и объединений по интересам, стабильности состава учащихся, занятых в творческих объединениях, постоянному росту педагогического мастерства руководителей, сложившимся школьным традициям. Уровень умений школьников, приобретенный во внеурочное время, делает их конкурентоспособными среди сверстников, повышает авторитет школы в районе. По итогам прошедшего учебного года наша школа стала самой результативной в районе  по участию в областных конкурсах и получила денежный сертификат от администрации Пензенского района.
    Но имеют место и нерешенные вопросы, касающиеся как организации учебно-воспитательного процесса, так и его качества и результативности, охраны здоровья, что объясняется рядом причин. К факторам государственного и регионально-административного уровня следует отнести отсутствие нормативного финансирования образовательного процесса, что не позволяет осуществить планы развития материально-технического обеспечения, переподготовки кадров на платных проблемно-целевых курсах, стимулировать инновационные процессы и деятельность талантливых учителей и учащихся, падение престижа учительской профессии, что снижает мотивацию к творческой работе, подавляет желание затрачивать дополнительные усилия на освоение и разработку инноваций.
        При всех существующих трудностях общего среднего образования сегодня открываются новые возможности для развития личности учащегося. Результатом реализации Программы развития нашего образовательного учреждения должен стать выпускник, представляющий собой духовно-нравственную личность, подготовленную к полноценной жизнедеятельности, социально активную, знающую свои способности и возможности для самоопределения и самореализации.








Hosted by uCoz