Важным качеством является способность организовать и судить подвижные и спортивные игры, которые часто используются во время самостоятельных занятий, умение пользоваться иллюстрациями таблицами, в которых описаны те или иные упражнения. Необходимыми являются и навыки пользования измерительными приборами: секундомером, измерительной лентой. Нужными окажутся, бесспорно, навыки и умения ухода за спортивным инвентарём и спортивной одеждой.
На протяжении учебного дня постепенно нарастает утомление учащихся и снижается их работоспособность. Вначале они становятся неспокойными и излишне подвижными. При дальнейшем нарастании утомления школьники становятся вялыми, малоактивными, объяснения учителя они слушают невнимательно, часто отвлекаются, задания выполняют поверхностно, допускают ошибки. Кроме этого, во время уроков в статическом напряжении находятся мышцы головы, спины и ног, удерживающие тело в прямом положении. Мышцы рук испытывают динамическое напряжение во время письменных работ и также устают.
Введение на уроках пауз активного отдыха способствует восстановлению учащихся и препятствует развитию утомления. Эффективным активным отдыхом является проведение физкультурных минут на общеобразовательных уроках. Кратковременные физические упражнения способствуют снижению утомления и повышению умственной работоспособности. Исследования показывают, что для младших школьников наиболее целесообразно их проводить между 15-й и 20-й минутами урока, а с учащимися 5-9 классов- между 20-й и 25-й минутами.
Комплексы упражнений, подобранные для этой цели, должны включать в себя двигательные действия, отличающиеся от движений, выполняемых на уроке. Они должны усилить двигательную активность организма и вовлечь в работу группы мышц, несущих статическую нагрузку.
У учащихся начальных классов (особенно первых и вторых) от долгого держания ручки или карандаша устаёт рука, вследствие чего нарушается навык правильного письма. На таких уроках целесообразно проводить упражнения для рук и пальцев. Кроме того, при выполнении письменных работ учащиеся длительное время находятся в согнутом положении. Поэтому в физкультурные минутки надо включать упражнения на интенсивное потягивание, выпрямление и выгибание позвоночника, на "развёртывание" грудной клетки и т.п. Они к тому же являются профилактическими от возможных искривлений позвоночника. Упражнения для ног важны на любых уроках, так как они снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением. Физкультурные минутки на письменных работах учащиеся проводят, стоя за столами или около них. Амплитуда движений должна быть небольшой, чтобы не мешать своим товарищам слева и справа.
На устных уроках физкультурные минутки школьники проводят, как правило, сидя за столом, поскольку учащиеся на этих занятиях находятся в более свободных позах и имеют возможность чаще менять положение тела.
Физкультминутку целесообразно строить таким образом: первое упражнение - потягивание и выпрямление, затем следуют два интенсивных и динамичных упражнения и в заключение - спокойное и простое упражнение.
Физкультурную минутку необходимо проводить ежедневно. Время её проведения зависит от характера и степени трудности того или иного урока, состояния учащихся и других причин. Это значит, что 2-3 минутные упражнения уместны не только на третьем - четвёртом уроках, как это обычно рекомендуется, но иногда на втором и даже первом уроке. Например, на занятиях во вторую смену, когда учащиеся приходят в школу после выполнения домашних заданий и работы по дому, т.е. уже в некоторой степени утомленными.
В начале учебного года, когда школьники ещё не освоились с учебными нагрузками и режимом, в 1 классе целесообразно проводить физкультминутки в течение одного - двух месяцев на каждом уроке, во 2 классе - в течение месяца на двух уроках, а в 3-4 классах в течение одной - двух недель на двух уроках. Такая рекомендация связана с тем, что начало учебного года всегда является трудным периодом для учащихся начальных классов. За лето они отвыкают от школьного режима и быстро устают. Затем физкультминутки в 1 классе проводят на двух уроках, а во 2-4 классах на одном уроке. Однако по усмотрению учителя количество физкультурных минуток может быть увеличено, например, в понедельник и в субботу, когда у детей наблюдается низкая работоспособность.
К концу учебного года учащиеся всех классов чувствуют значительную усталость. Поэтому в апреле- мае физкультурн6ые минутки целесообразно повторять так же часто, как и в начале учебного года.
Упражнения в 1-4 классах проводит учитель, а в 5-9 классах - физкультурный организатор класса либо наиболее подготовленный ученик, которые хорошо знают комплекс и умеют его показывать.
Перед началом физкультурной минутки помещение проветривается, а учащиеся заканчивают работу. Затем учитель или физорг класса показывает упражнение, сопровождая показ объяснением. После этого он предлагает делать его всем учащимся класса. Упражнение выполняется 3-4 раза в 1-2 классах и 5-6 раз в 3-4 классах. Таким же образом выполняется второе и последующие упражнения.
Учитель, как уже отмечалось, должен следить за правильностью выполнения упражнений и при необходимости вносить коррективы. Очень важно разъяснить школьникам, как надо дышать во время выполнения упражнений. Для большего эффекта рекомендуется время от времени менять содержание физкультурной минутки. Причём заменять можно не весь комплекс сразу, а отдельные упражнения и исходные положения. Полностью упражнения комплекса заменяют новыми обычно через каждые 2-3 недели.
Если физкультминутка длится 1-3 минуты, то физкультурная пауза проводится продолжительностью 5-10 минут. Она, как правило, проводится на сдвоенных уроках по технологии. Содержание такой паузы определяется, исходя из функционального состояния учащихся, а также особенностей учебной или производственной деятельности (темп работы, физическая нагрузка, характер поз и рабочих операций и т.п.). Во время работы, связанной с выполнением мелких операций, характеризуемых монотонностью, статическим и психическим напряжением (кулинария, шитьё и т.п.), рекомендуется выполнять упражнения типа потягиваний и движения, вовлекающие в динамическую работу крупные группы мышц, а также упражнения общего воздействия, на расслабление, координацию и внимание. Во время работы, характеризующейся двигательной активностью, разнообразием выполняемых действий и длительными статическими усилиями (токарные, слесарные, плотницкие работы), в комплексы включаются динамические упражнения, первая половина которых выполняется активно, а вторая пассивно и заканчивается расслаблением мышц.
Комплексы физкультурных пауз должны соответствовать следующим требованиям:
" режим выполнения упражнений не должен повторять режим трудовых действий;
" упражнения должны быть подобраны так, чтобы основная нагрузка ложилась на мышцы, не участвующие в трудовой деятельности;
" чем больше физическая нагрузка в процессе труда, тем больший удельный вес в комплексе должны занимать упражнения на расслабление;
" при незначительном утомлении учащихся в комплекс включаются преимущественно динамические упражнения с элементами расслабления, при выраженном утомлении - упражнения на расслабления работающих мышц;
" темп выполнения упражнений должен соответствовать привычному для учащихся.